Возможно ли зарабатывать в социальных сетях?
августа 4, 2010
О том, что социальные сети «съедают» массу времени, часто вредят работе и личной жизни, да и вообще, привносят в существование своих обитателей достаточно много негативных моментов, знают почти все. Но мало кто догадывается о том, что социальные сети могут приносить доход не только своим создателям, но и многим другим, – нужно только знать, как именно можно зарабатывать.
Экономика социальных сетей
Социальные сети давно используются маркетологами для продвижения всего, чего только возможно: от мыла и духов до порталов и других социальных сетей. С точки зрения маркетолога, социальная сеть – это просто большое число потенциальных потребителей продвигаемых им продуктов, собравшихся вместе и предоставивших ему удобную возможность донести до них информацию о своих продуктах и услугах.
По сути, вся экономика социальных сетей завязана именно на продвигаемые в них товары и услуги – разница состоит только в том, что ряд товаров и услуг предлагают пользователю вне социальной сети, а ряд – в ней самой. Соответственно, и деньги можно зарабатывать либо принимая их от самих пользователей, либо от рекламодателей, выступая в роли пиарщика и промоутера.
Основные средства заработка в социальной сети – это группы пользователей, приложения и спам. В силу этических соображений говорить о последнем мы не будем – вряд ли кого-то из читателей интересуют подобные незаконные способы заработка, причиняющие неудобства пользователям социальной сети. А вот первые два имеет смысл обсудить подробно.
Группы пользователей
Практически все современные социальные сети поддерживают тематические объединения пользователей с общими интересами – их принято называть группами. С точки зрения все тех же маркетологов, группы – отличное средство для продвижения товаров и услуг. Посудите сами: поскольку вступление в группу сугубо добровольное, то перед маркетологом – готовое сообщество пользователей, вполне сознательно проявивших интерес к продукту. А значит, и продавать его этому сообществу проще, чем просто случайным людям с улицы.
Создание тематических сообществ и их последующая перепродажа – достаточно популярный бизнес на Западе, который постепенно набирает обороты и в социальных сетях, работающих на постсоветском пространстве. К примеру, в социальной сети «В контакте» есть группы, рыночная стоимость которых составляет десятки тысяч долларов.
По словам специалистов, в среднем на создание группы, которая может заинтересовать серьезного рекламодателя, уходит от четырех месяцев до года, хотя, конечно, во многом все зависит от специфики продвигаемого продукта. Нужно помнить, что большинство обитателей социальных сетей – молодые люди, поэтому продвигать в их сообществе товары, интересные преимущественно пенсионерам, будет достаточно сложно.
Приложения
В большинстве социальных сетей есть еще одна полезная для тех, кто хочет заработать с их помощью себе на хлеб с маслом, возможность – а именно небольшие приложения, размещаемые пользователями на своих страницах. Как правило, эти приложения реализуются на платформе Adobe Flash и представляют собой простые по своей сути игры, однако благодаря особенностям социальной сети такие игры могут быть многопользовательскими. Многопользовательская игра стимулирует пользователя к получению преимуществ перед другими игроками – и эти виртуальные игровые преимущества можно им продать за вполне реальные деньги.
По сути, игры в социальных сетях используют бизнес-модель, достаточно похожую на модель «больших» онлайновых игр наподобие World of Warcraft или Second Life. Единственная разница заключается в отсутствии первоначального взноса и абонентской платы для участия в игре. В Flash-играх, распространенных в социальных сетях, пользователю доступен некоторый базовый набор бесплатных для него возможностей, за расширение которого ему предлагается заплатить с помощью SMS, WebMoney или банковской карточки. Конечно, масштабы заработков приложений, размещаемых в социальных сетях, совсем не те, что у компаний, продвигающих онлайновые ролевые игры, но зато и написать приложение для социальной сети может программист-одиночка, которому, если игра станет популярной, доход от нее может показаться весьма неплохим.
Сети и инструменты
Очевидно, что для того, чтобы начать зарабатывать с помощью социальных сетей, нужно для начала определиться с тем, в каких социальных сетях имеет смысл работать. Вполне понятно, что чем популярнее та или иная сеть, тем потенциально большее количество денег можно в ней заработать. В то же время в больших социальных сетях наподобие тех же «Одноклассников» и «В контакте» достаточно серьезная конкуренция со стороны тех, кто уже работает там давно. Выходом может стать поиск специализированных социальных сетей, ориентированных именно на ту аудиторию, которой будет предлагаться конкретный товар или услуга, а также работа с западными сетями (Facebook, LinkedIn, MySpace), на которые в последнее время началась массовая миграция пользователей, живущих в СНГ.
Для раскрутки групп в социальных сетях (как, впрочем, и для раскрутки приложений) понадобятся специализированные инструменты, которых, к счастью, в Сети присутствует достаточно большое количество и которые несложно отыскать с помощью тех же «Гугла» или «Яндекса». Тем не менее необходимо приготовиться к тому, что поддерживать интерес пользователей к группе придется, что называется, «вручную» – то есть проводить какие-то акции, устраивать конкурсы, публиковать тематические сообщения и новости. Писать приложения также придется самому – хотя если вы уверены в результате и предпочитаете инвестировать в подобные проекты деньги, а не время, то можно воспользоваться предложениями фрилансеров, которые легко можно найти на специализированных биржах.
В целом же заработок в социальной сети, как, впрочем, и везде, можно охарактеризовать широко известной фразой «кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – отговорки». Так что целеустремленность и творческий подход обязательно приведут вас к успеху, главное – не останавливаться на полпути к нему.